П`ятниця
15.12.2017
03:36
Вітаю Вас Гість
RSS
 
Світова література Сайт Устименко Олени Григорівни
Головна Реєстрація Вхід
Каталог статей »
Flag Counter
Меню сайту

Категорії розділу
Мої статті [0]
Все про технологію "Школа діалогу культур" [3]

Цитата дня

Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 217

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » Статті » Все про технологію "Школа діалогу культур"

Інноваційні педагогічні технології

 

 Инновационные педагогические технологии


Особенности содержания педагогической технологии «Школа диалога культур»

 

Содержание образования в Школе диалога культур» предполагает совсем другие, по сравнению с традиционными, педагогические принципы. Прежде всего это касается позиции учителя на уроке. Наиболее характерной особенностью такого урока является диалог педагога и ребенка, во время которого ребенок проявляет свою неповторимую и ответственную позицию, а не просто усваивает предлагаемые ей знания, а педагог не является «транслятором» независимого от него и учащихся знания, не решает он и проблемы «выравнивание» детей. Каждый ребенок с присущими только ей особенностями мышления, способа видения мира реализует собственную культурную позицию. Основным учебным материалом в «Школе диалога культур» является не учебник, а антология величайших текстов конкретной культуры. Работа учащихся заключается в создании авторских текстов-произведений в контексте диалога с этой культурой и межкультурного диалога. Так, в начальных классах предметом обучения являются не отдельные целостные культуры, а учебный диалог, в ходе которого обычная учебная действие (например, звуковой анализ или добавление натуральных чисел) подвергается сомнению: «Что такое число?», «Что такое сложение?», «Что такое отдельный звук?», «Как возникают звуки музыки?», «Есть ли термометр живым?», «Как сделана волшебная сказка?» и т.д.

Эти вопросы, которые обычно задают дети, созвучные вопросам, проблемам и трудностям, характерным для современного языкознания, литературоведения, математики, физики, психологии, биологии, химии, экологии. На уроках-диалогах педагог не стремится привести всех детей к одной правильной точки зрения, а пытается внимательно выслушать их, помочь в сложном процессе «зарождение мысли в слове». В высказываниях, вопросах, образах, которые конструируют дети, «всплывают» представление о слово, число, предмет природы, звук, характерные для античности, средневековья, Нового времени, современности. Эти различные формы понимания мира не навязываются извне, а оказываются в вещании и мышлении самого ребенка.

Обучение родному языку и математике в начальных классах «Школы диалога культур» охватывает три важных направления:

1. Формирование умения решать учебные задачи с помощью общих для всех учеников моделей (например, правильно осуществлять звуковой анализ слова, грамотно и точно измерять различные величины с помощью понятия числа, что развивается от абстрактного к конкретному, и т.д.).

2. Формирование диалогического мышления, то есть умение видеть в обычном учебном материале нерешенные проблемы, определять и углублять проблемы, загадки, трудности математики, лингвистики, поэтики, опираясь, с одной стороны, на тексты культуры, а с другой - на собственные высказывания, метафоры, образы, которые являются индивидуально неповторимыми.

3. Образование устойчивых и осмысленных навыков (письменной речи, выразительного чтения, математических навыков и др.).

В средних и старших классах диалогическое преподавания имеет свои особенности. В частности, в преподавании истории в первую очередь возникает необходимость построения исторического образа, овладение технологией «вживания» в историю. Если на уроках естествознания (в младших классах) индивидуальные образы и гипотезы детей воплощаются в слова или схемы, то на уроке истории используются специфические средства театра: жесты, мимика и т.д. Урок-диалог напоминает своеобразную игру в историю, а поэтика урока становится поэтикой учебного театра.

Если диалоги для младших школьников похожие на сократические (сократовски), то уроки-диалоги для подростков по своей форме близкие к диалогов эпохи Возрождения, в которых мысль воплощена поочередно в противоположных образах, то есть общение мыслителей является «игрой в культуру, игрой-культурой».

Определяющей характеристикой «Школы диалога культур» является использование современных психологических исследований, которые доказывают, что мышление современного ребенка является гетерогенным (греч. heteros - другой, разное) и представляет собой сложное взаимодействие разнородных логических культур. С первых дней развития мышления и речи у ребенка опыт взрослых передается ей в форме реалистичного, естественно-научного мышления и в форме образного эстетически-мифологического созерцания. Первая форма превалирует на занятиях в детском саду, а позже - на уроках в школе. Вторая - при освоении художественного опыта (в сказках, легендах, мифах). Каждое явление, которое познает ребенок, воспринимается и как обыденное, что имеет естественные механизмы, и как сказочное, удивительное, парадоксальное.

Современный российский психолог Євген Субботский доказал, что при встрече с необычными явлениями ребенок часто оказывается в ситуации конкуренции и диалога разных типов мышления. В таких случаях он самостоятельно ищет выход из положения, делает иногда оригинальные предположения.

Большинство уроков-диалогов, завершаясь, словно возвращаются к началу.

Урок-диалог является особой формой обучения, которая не сводится ни к проблемного обучения, ни к другим видам обучения (например, традиционного, суть которого заключается в «восхождении» от абстрактного к конкретному). Это ярко иллюстрирует сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учеников к общему для них познавательного результата как в итоге учебной работы:

 

Урок-«восхождение»

Урок-диалог

1. Начинается с принятия всеми детьми одного учебного задания как противоречие, что требует однозначного решения

Начинается с переопределение общей учебной проблемы, формулировка каждым учеником своего вопроса как парадокса, загадки, сложности, что требует содержания в слове

2. Смысл урока заключается в овладении общим способом решения противоречий, выраженных в общей для всех модели

Смысл урока заключается в постоянном воспроизведении ситуации «ученого знания», в «насыщении» своего видения проблемы в слове, образе, гипотезе

3. Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учеником типовых предметных действий с опорой на модель

Выполнение интеллектуальных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее нерозв'язність, «вечность»

4. Формулируя учебное задание учитель заранее предусматривает известный единственно возможный способ его разрешения в пределах единой логики («восхождение» от абстрактного к конкретному) и отбирает только те способы решения задач и типы понимания учеников, которые прямо ведут к эталонного образа действия и к эталонной модели

Формулируя учебную проблему, учитель внимательно выслушивает предложенные учащимися возможные варианты ее решения и переопределения, помогает сопоставить разные логики и формы мышления (античное образное «разумное видение»; средневековое понимание как умение; познавательное экспериментирования Нового времени; парадоксальность мышления XX ст.)

5. Ученик выступает как абстрактная точка на единой восходящей траектории познания. Обучение представляет собой «думание в одном направлении». Пути каждого ребенка в учебном процессе идентичны и отличаются только темпами

Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопоставление различных культур и способов понимания требует от каждого ответственного, индивидуально-неповторимого слова-поступка

 

Программы для класса составляет педагог. Вместе с воспитанниками каждого первого класса он обнаруживает сквозную проблему, которая может потенциально стать основой десятилетней программы обучения. В образовательных циклах обучения основывается на основе внутреннего диалога, который разворачивается вокруг основных «точек удивления» - загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах. Решая эти загадки, ребенок учится по-своему объяснять явления, производить свои представления. Во время обучения, например, математики, речи, естествознания число, слово, явление природы возникают не только как феномены, о которых нужно научиться соответственно действовать (считать, писать, объяснять), но и как загадочные, странные, не имеющие точного ответа, вопросы - такие, как они представляются современному ученому (математику, лингвиста, физику и др.).

В «Школе диалога культур» 1-2 классы считаются подготовительными. В этот период завязываются «узелки понимание», которые впоследствии становятся основными предметами, диалогов, освоения, развития. Главная задача начальной школы заключается не столько в том, чтобы научить, как в том, чтобы удивить, не дать ответа, а помочь сформулировать вопрос. Среди возможных «точек удивления» и понимание можно выделить загадки слова, числа, предмета природы, момента истории, Я-сознания.

Особый смысл в учебном курсе первой степени имеют загадки Я-сознания, через которые формируется, укрепляется и становится странным для себя основной субъект обучения в школе - ученик. Если семи-восьмилетний человек не станет удивительным для себя, не удивит себя природой, словом, числом, а главное - своим образом как личности, которая учится (учит себя), то все обучение в найперспективнішій школе будет для нее неэффективным. В таких узелках выходного удивления оказываются разнообразные «темы», которые впоследствии войдут в различных учебных предметов, различных наук. В то же время проявлять себя разнообразные культурные способы (античные, средневековые, новочасні) понимание числа, слова, которые станут предметом диалога в следующих классах. В процессе обучения формируется культура сомнения (свободный диалог) во взаимосвязи с культурой общения (диалогом по правилам). Эти две основные формы диалога являются обязательными программно-технологическими звеньями педагогического процесса в Школе диалога культур». Уроки-диалоги бывают самыми разнообразными по содержанию и форме взаимосвязи с культурой общения. На этом этапе ориентировочными относительно содержания обучения является фундаментальные понятия человеческого бытия, изучение жанровых форм, классические предметные задачи "Центр поддержки предпринимательства", задачи в пределах предметов, задачи на границах культур, классические тексты, развитие личностных качеств ребенка, формирование умений и навыков общения и т.д. В следующих классах происходит последовательное изучение основных исторических культур.

В 3-4 классах изучают античную культуру. Процесс обучения опирается на развитие исходных понятий, сложившихся в первых двух классах. Античную механику, математику, трагедию, философию ученики осваивают как моменты целостной античной культуры. Воспроизводятся в этом цикле и античные ремесло и физическая культура. Античная культура осваивается в ее внутренней двойственности, во внутреннем диалоге с єгипетсько-вавилонской культурой, в диалоге мифологического и логического понимания; в диалоге двух мифологий и двух стремлений - мифологий титанов (силы Хаоса) и Олимпа (силы Космоса). В то же время она воспринимается как диалог с культурами средневековой и новочасною, диалог различных форм мышления. Такое восприятие античности всплывает во время різновікового диалога - диалога учеников разных классов.

Рассмотрение античности в 3-4 классах происходит в актуальном для культуры XXI в. контексте. Это способствует раскрытию ее новых смыслов, суголосних актуальным современным проблемам. Так, полемика атомістів и пифагорейцев, что пронизывает всю культуру античности, является актуальной в толковании современных понятий квантовой механики. Выяснилось, что детский ум проявляет незаурядную способность воспринять свойственно античном мышлению трактовки этих вопросов. Античная культура реально и осознанно объединяет образ и понятие. Эта ее качество особенно актуальна для формирования мышления младшего школьника.

В 5-6 классах начинается ознакомления с культурой средневековья. Ей свойственно мышления, выстроенное на христианской традиции. Однако занятия в школе не имеют ничего общего с уроками религии.

Идея культуры реализуется в обучении через поэтику средневековых произведений. Как и в «античных» классах, не только религиозные, но и другие реалии средневековой культуры (математика, искусство, труд) осмысливаются как моменты единого целого - конкретной культуры. Важнейшим центром этой культуры является храм. «Социум» культуры средних веков - это не социум античной трагедии, но жизнь в лоне храма, которое охватывает такие этапы, как движение к храму, литургия (пребывания на пределы земной жизни и вечности), и опять - движение из храма в свое индивидуальное земную жизнь.

Учитель особое внимание обращает на развитие речевой, словесной культуры, в его работе крупнейший авторитет имеет слово. Среди основных текстов, с которыми работают дети, кроме Библии, является «Слово о Полку игореве».

Работа в 7-8 классах сосредоточена на изучении культуры Нового времени (XVII-XIX вв.). Основу составляют изложенные в учебниках классические школьные курсы, но соотнесены с основными авторскими текстами - первоисточниками XVII-XIX вв. Такое соотнесение является предпосылкой еще одного диалога, адекватного мышлению Нового времени между возникновением идей и их комментарием (словом учебника). Дискуссии, которые разворачивались в тогдашней математике, физике, биологии, по-своему стали в морально-нравственных коллизиях искусства Нового времени (в трагедии Фауста; в драматическом «быть или не быть» Гамлета; в живописи, архитектуре, музыке), а также в идейных, классовых столкновениях. Как и в «античных» и «средневековых» классах, освоение культуры Нового времени происходит в сквозном диалоге с культурами античной и средневековой. Особая роль принадлежит при этом культуре Возрождения, которая является наиболее характерной для Нового времени форме диалога.

Культура Нового времени является энциклопедическим, багатопредметною, с разветвленными міжпредметними диалогами, что обеспечивает восприятие целостной структуры знания. В то же время это дает возможность варьировать формы обучения, наладив диалог между классами «гуманитариев», «математиков», «натуралистов». На этой ступени обучения преобладает рефлексия (лат. reflexio - отображение, анализ), диалог культуры Нового времени с современной для учеников культурой. Как правило, диалог между культурами или в пределах определенной культуры разворачивается через столкновение разных точек зрения, способов мышления, мировосприятия. Проблемно-тематический пространство диалога создается за счет интеграции таких предметов, культурологических, философских курсов, как «Мировой фольклор. Космогония», «Ремесло и культура», «Художники Возрождения. Идеал человека», «История науки и культуры» и т.д.

Внимание учащихся 9-10 классов сосредотачивается на культуре современности. На этом этапе соединяются (как моменты современного мышления) знания и умения, «загадки» и «разгадке», наработанные в предыдущих учебных циклах. Ученики задумываются над такими общечеловеческими проблемами современности, как личность и общество, культура и цивилизация, экологическая безопасность и др.

Приобщение их к информатики, информационных технологий, познание особенностей постиндустриальной экономики, автоматизированного производства завершает начатую в предыдущих классах работу.

Гуманизация знаний в «Школе диалога культур» пронизывает весь педагогический процесс. В гуманитарном измерении фигурируют все элементы единой культуры: математика, литература, физика, формы производственной деятельности как грани целостного міжіндивідуального и міжепохального общения.

В 11 классе ученики «Школы диалога культур» организуют диалоги (свободные и по правилам) между классами, широко используя такие формы организации обучения, как взаємонавчання, самообучения, свободная деятельность, игра, стилизация, импровизация, тренинг и т.д. Этот класс является своеобразной школой - педучилищем, что готовит будущих преподавателей школы.

В целом принципы «Школы диалога культур» сводятся к следующим положениям:

1) проектирование на весь процесс обучения особенностей современного мышления - мышления «человека культуры»;

2) соответствие последовательности классов последовательности современного освоения и осмысления основных исторических культур, сменявшие друг друга в европейской истории, - античной, средневековой, культуры Нового времени, современной культуры;

3) организация обучения в каждом учебном цикле на основе внутреннего диалога, свойственного конкретной культуре, и на этой основе систематического диалога, общения между различными классами, учениками разного возраста, разными культурами, диалога вокруг основных «точек удивления» - выходных загадок бытия и мышления;

4) организация обучения не на основе учебника, а на основе реальных текстов конкретной культуры. Результат работы ученика, его общения с учителем и с учениками разного возраста реализуется в каждом цикле (в каждой культуре) и в форме авторских текстов-произведений, построенных за творческими законами культуры изучаемого;

5) создание автором-педагогом особых для каждого класса и для каждого педагога программ, предусматривающих особые сквозные проблемы, вокруг которых разворачивается весь учебный процесс в школе.

«Школа диалога культур» актуальная в условиях усиления влияния школы и образования в целом на формирование общей культуры общества. Результатом образовательной деятельности в «Школе диалога культур» становится базовая культура личности. Главными в культуре не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. В диалоге с учителем, одноклассниками каждый утверждает свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, формирует свое «Я» путем усвоения современной культуры как возрождение предыдущих культур. В каждой идеи, каждом слове, образе происходит диалог различных культур, эпох и народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учеников есть новые чувства, идеи, взаимоотношения.

Категорія: Все про технологію "Школа діалогу культур" | Додав: olena (08.12.2013)
Переглядів: 365 | Теги: урок, Біблер, світова література, інновації, Школа діалогу культур, педагогічна технологія | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Хмаринка тегів

Форма входу

Сайт працює вже...

Пошук

Друзі сайту
  • Сайт методиста Горобченко Ірини Вікторівни
  • Сайт Куща Олега Миколайовича