П`ятниця
20.10.2017
18:52
Вітаю Вас Гість
RSS
 
Світова література Сайт Устименко Олени Григорівни
Головна Реєстрація Вхід
Каталог статей »
Flag Counter
Меню сайту

Категорії розділу
Мої статті [0]
Все про технологію "Школа діалогу культур" [3]

Цитата дня

Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 212

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Головна » Статті » Все про технологію "Школа діалогу культур"

ШДК на уроці літератури

В.В. Бутакова, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г. Крымска Краснодарского края

  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР»  НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

         Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь  является важнейшей составляющей процесса обучения. В педагогической культуре  выделяется внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникация) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология «Школы диалога культур».

         Для того, чтобы понять и присвоить  идею  мирового культурного сообщества, нужен диалог культур, нужен совершенно иной тип мышления и сознания человека, и, следовательно, другой тип образования. Главное в диалоге -  не только иметь свою точку зрения, но и удерживать позиции других участников диалоговой ситуации, уметь настроить свой голос в соответствии  с другими, создать «полифонию голосов». Диалогичность мышления  означает осознание того, что ни одно действие или решение не может иметь абсолютного, раз и навсегда  установившегося культурного  значения и смысла.

         Использование данной  технологии  позволяет  решить  насущные проблемы  современного российского     образования,      заявленные    в    Концепции     модернизации   образования:

-    сохранение психологического здоровья школьников;

- формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий, таких как осознанное изучение   родного языка, овладение на его базе иностранными языками, освоение исследовательской культуры, информационно-коммуникативных технологий;

- познание самого себя;

- своевременный и грамотный выбор профиля дальнейшего обучения.

         Школа диалога культур предполагает   развитие   коммуникативных, творческих, мыслетехнических,  рефлексивных способностей.

         Данная технология была апробирована мною на уроках  литературы и показала высокую результативность в освоении учащимися способов мышления, понимания себя и других, навыков самообразования и самоопределения. Об этом свидетельствуют содержательные творческие работы учащихся, доверительный стиль взаимоотношений  между одноклассниками, высокий уровень воспитанности выпускников. Из 68 выпускников, которые обучались по  технологии ШДК, 42 человека (62%) выбрали профессии гуманитарного профиля, поступив в педагогические, социальные, медицинские, аграрные и другие учебные заведения.

          Наиболее  успешно можно реализовать принципы диалогового обучения на уроках литературы  с использованием  учебно-методического комплекса   под редакцией А.Г. Кутузова.

         Работая в образовательной технологии «Школа диалога культур», учитель не должен мешать процессу переопределения учебных проблем, не должен препятствовать постановке учащимися новых, своих проблем на уроке. С этими индивиду­альными моделями учебной задачи, создаваемыми самими детьми, и должен уметь работать учитель, хотя порой бывает очень трудно увидеть, угадать момент перехода от  повторения чужих слов к попыткам создания своего понимания проблемы. Учитель сталкивает проблемы, представления, высказываемые ребенком, с другими, сходными и противоположными идеями, помогает осознать ученику, что же на самом деле он хотел сказать. Чаще всего именно это и не ясно ребенку. Ребенок боится своих слов, и забота учителя - укрепить ребенка в его попытках мыслить самостоятельно.

         Для детей проблемы, которые они ставят на уроке - это их проблемы. Для учителя они должны быть осмыслены как трудности, (загадки, парадоксы), нерешенные вопросы бытия.

              Если учитель сам не сомневается в целом ряде существенных, еще до конца не решенных наукой элементов знания, в которые он погружает своих учеников, то получается лишь «игра в диалог». На уроке-диалоге у учителя нет решения на поставленную  проблему, он ее ищет вместе с детьми. В этом заключается существенная разница между проблемным обу­чением и уроком-диалогом. Наглядно эту разницу можно показать в схеме.

Проблемный  урок

Урок—диалог

              1. Начинается с принятия всеми детьми одной учебной задачи, как противоречия, требующего однозначного разрешения.

 

    1   1.Начинается с переопределения общей учебной задачи, с порож­дения каждым учащимся своего вопроса как парадокса, загадки, трудности, требующего «удержания» в слове и предполагающего разные ответы.

              2. Смысл уроков -   в овладении общим способом решения учебной задачи, разрешения противоречия, выраженном в общей для всех модели.

2. Смысл уроков – в постоянном воспроизведении ситуации «учебного незнания», в «сгущении» своего виде­ния проблемы, в «самовитом» слове, образе, гипотезе.

 

                3.Учебная задача решается с по­мощью выполнения каждым учеником предметных типовых действий с опорой на «модель».

 

          3. Выполнение мыслительных экспериментов в пространстве  образа, выстроенного каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, вечность.

             4. Ставя учебную задачу, учитель заранее предполагает единственно возможный способ ее  решения в рамках единой логики (от абстрактного к конкретному), поэтому отсекает все те способы решения и типы  мышления учащихся, которые не ведут прямо к эталонному способу действия.

           4.Ставя учебную задачу, учитель внимательно выслушивает все возможные  варианты ее решения, переопределения, высказываемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор раз­личных культур, логик, типов и форм мышления.

 

             5. Ученик на уроке выступает как абстрактная точка на единственной восходящей траектории позна­ния от простого к сложному. Обучение здесь представляет собой «думание в одном направлении», где пути каждого ребенка тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами.

            5.Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур, когда ни к одной из культурных парадигм нельзя прислониться. Сопряжение различных  культур и способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного    и индивидуально неповторимого, непредсказуемого слова-поступка.

           Педагогические техники в проведении  уроков-диалогов.

                   В процессе работы над проблемами урока-диалога я некоторые педагогические техники попыталась спроецировать из работ  М.М. Бахтина:

                   1. «Зеркало». 

                    Ребенок может оценить себя сам - на рефлексивном уровне, либо получить информацию о себе от других, опосредованно, как в системе зеркал, с различных сторон. Этот прием имеет большое психологическое значение, так как существенно повышает самооценку детей, учит адекватному восприятию себя и окружающих. Ребенок убеждается в реальной ценности своего видения, своего слова, неповторимого и уникального. Дети реализуют свою неистребимую потребность в обретении своего лица (образование) .потребность в содержательном общении. При этом предметом анализа (отзеркаливания) становятся не черты  характера, а точки зрения, высказывания. Личностные же особенности корректируются в диалоге как бы параллельно, сами собой.

                   2. «Сословие».

                   Как уже было показано, диалог возникает на границах общения, на стыке эпох, при попытке переходе из одного «слоя» в другой. Здесь возникают конфликты. противоречия, лакуны. Задача учителя, организующего диалог,- поставить учащихся в ситуацию перехода в другую логику, эпоху.  В этом случае неизбежен диалог, противопоставление взглядов из разных логик, слоев на возникающий конфликт, проблему. Для детей подобные проблемы перехода границ очень актуальны (подросток – еще  не взрослый, но уже и не ребенок; в школе – преуспевающий ученик,  в среде ровесников - отверженный,   и наоборот).

                   3. «Карнавал».

                    Карнавальность как мироощущение очень близка детям, поэтому карнавал, как способ организации диалога, очень продуктивен. Карнавал - это уничтожение дистанции между учите­лем и учащимися, мальчиками и девочками и т.д., это организация зоны фамильярного общения, когда все высказывания, мнения допустимы, так как безадресны личностно. Каждый участник диалога действует и говорит от имени какого-то героя и обращается тоже к герою, но вкладывает при этом свой смысл в сказанное. Этот прием позволяет помочь детям стать раскованными в общении, независимыми сначала за маской (своеобразная защита), потом без нее. Дети интуитивно чувствуют потребность в карнавальности, маскараде, отсюда  яркие, несуразные одежды, кричащие прически и макияж, поэтому важно уметь понимать эту потребность и организовывать ее на уроке.

                   4. «Сократический диалог».

                   Использование методов ведения   диалога по Сократу – интересный и действенный прием на уроке-диалоге. «Синкриза» - противопоставление, разделение различных точек зрения, уточнение положений каждого  из спорящих -  задача учителя. При этом сам учитель в диалог не вступает, он его организует и фиксирует ход. Второй прием - «анакриза»  используется, когда необходимо либо уг­лубить понимание высказывания, либо развенчать его. Учитель может утрировать высказывание, может продолжить в противоположном смысле (провоцирование слова словом),  либо задавать вопросы к основаниям (к до-деятельностному началу).

                   5. «Внесюжетная вставка».

                    Этот прием можно применить, когда необходимо сфокусировать обсуждаемую проблему в одной, существенно значимой точке, углубить конфликт, либо вывести его на другой, более высокий уровень: от диалога идей  до диалога культур. На уроке-диалоге внесюжетной вставкой может стать легенда, притча, история из жизни, литературное произведение или часть его, а порой - пословица или поговорка и т.д. Внесюжетная вставка может сыграть роль переключателя внимания, необходимой паузой для продолжения продуктив­ной работы на уроке. Она существенно обогащает урок, делает его более насыщенным, разноплановым.

                   6. «Авантюрность».

                   Известна  страсть детей к приключениям, фантастике, игре. Поэтому этот прием призван прежде всего включить эмоциональный план, интерес к сюжету урока. Игра является формой организации учебной деятельности через диалог. В подростковом возрасте  игра может стать содержанием урока-диалога (условное пространство, карнавальные маски), что способствует наиболее полному раскрытию личности.

                   Едва ли не главным моментом организации урока-диалога является создание так называемых учебных произведений. На разных уроках и в разных возрастных группах детей они  могут быть своими,  но как уже было отмечено выше, учебные произведения - единственный источник познания внутреннего мира ребенка, поэтому работа с ними предпола­гает широкий спектр возможностей воспитания ребенка.

                   Одним из видов учебных произведений становятся письменные ответы-реплики на поставленные проблемы и вопросы. Как кто-то ответит, учитель читает вслух, что вызывает бурную реакцию остальных учащихся и стимулирует новые письменные реплики у детей. Такая методика бывает удобнее непосредственного спора.  Во-первых, дети имеют возможность обдумать свои ответы, зафиксировать свои ощущения, представления в слове; во-вторых, в эту работу включаются все дети, кото­рые на всегда способны выступить перед аудиторией и, в-третьих, учи­тель имеет возможность проследить динамику формирующегося мнения по записанным репликам.

                   Вторым видом учебных произведений являются рисунки детей, а в   старшем возрасте - схемы, отражающие суть обсуждаемой проблемы. Ребенку бывает легче изобразить свои произведения в линии, рисунке, чертеже, схеме, цвете, чем описать это словами и эту особенность детского восприятия мира надо учитывать и, более того, развивать, так как в этом - диалог формирующегося абстрактно-образного художест­венного типа мышления.

                   Сочинения - более сложный вид учебной деятельности, который тре­бует особой сосредоточенности и дополнительного времени, поэтому чаще используется не на уроке, в во внеурочной  деятельности.  Это  могут быть сочинения-размышления, разговор с внутренним Собеседником, непоставленные вопросы-переопределения учебной задачи и т.д.

                   Другими видами учебных произведений могут быть стихи, квазинаучные исследования, описания экспериментов, наблюдений, критические статьи и т.д.

                                              Типы уроков-диалогов

                   Любая значимая информация для человека проходит в его сознании определенные этапы. Сначала – ознакомление с информацией, затем - ее осмыс­ление, потом - проживание  и диалогирование, что требует значительного времени, в результате - присвоение информации и человеческого опыта. Подобно этим этапам можно определить и типы уроков-диалогов, что соот­ветствует типам уроков в развивающем обучении по В. В. Давыдову:

                   1.Урок-постановка учебной задачи либо ее переопределение.

                   Может из одной задачи переопределяться несколько смежных задач, и тогда их предстоит решать в своеобразном комплексе-веере: сначала развести, чтобы позже снова соединить. Это важнейший тип уроков, на котором учитель должен убедиться, что поставленная проблема  или спектр переопределенных задач понят, важен и значим для каждого ученика, что процесс ознакомления с проблемой состоялся.

                   2. Моделирование версий, реплик, голосов различных логик, культур.

                   Каждая  версия, реплика обсуждается, уточняется и либо принимается и фиксирует­ся,  либо отвергается автором  версии  как  несостоятельная. Таким образом, происходит процесс осмысления проблемы.

                   3.Урок решения частных задач или проверка версий. На каждом этапе важ­но организовать то поле диалога, на котором будут сталкиваться мнения, идеи, логики, культуры. Здесь должен действовать принцип: «Глупых вопросов и ответов не бывает». Каждая нестандартная версия, каждое абсурдное мнение имеет право на жизнь, может вырасти до культурных рамок. Малозначимый вопрос и уже найденный ранее и поэтому несущественный ответ для одного может быть бесконечно важен  и ценным для другого, так как каждый нащупывает свой личный путь постижения истины. Этот тип урока представляется наиболее сложным, так как требует от учителя и детей высокого интеллектуального напряжения, больших эмоциональных усилий, предельной концентрации памяти и внимания. Именно на этих уроках проис­ходит проживание опыта человечества в развитии ребенка (в онтогенезе воспроизводятся основные этапы филогенеза); именно здесь формируется гуманитарный тип мышления человека.

                   4. Контрольный  урок или соотнесение  своих версий  с другими.

                   Здесь идет процесс присвоения полученных знаний, их  обобщение, создание учебных произведений.

                   5.Рефлексия.

                  После прохождения пути от псевдопонятия  (чужого авторитета) к собственному, своему, личностному понятию, ребенок анализирует все этапы своего продвижения, делает выводы, отмечает неудачи. На этом этапе важно вновь увидеть до-деятельностное начало,  т.е. поставленные проблемы требуют дальнейшего, все более глубокого размышления, анализа, но уже на  другом, более высоком уровне (по схеме спирали). Этот этап предполагает освоение культурных норм и ценностей, которое должны быть осозна­ны не как безусловная данность,  а как результат длительного исторического развития, напряженной духовной работы человека.  Здесь происходит осознание своей внутренней позиции в контексте данного культурного пространства.

                   Перечисленные  типы уроков-диалогов могут быть совмещены в одном уроке или, наоборот, каждому типу будет соответствовать один или несколько уроков, что зависит в каждом конкретном случае от множества причин: от актуальности обсуждаемой проблемы до продолжительности урока.

                  В образовательной системе «Школы диалога культур» принципиально не может быть каких-то временных рамок, что противоречило бы основному за­мыслу концепции ШДК. В этом смысле каждый учитель - диалогист в каждом классе создает свою неповторимую, уникальную программу и в этом - главная ценность изложенной методики.

 

Список   литературы

 

1. Бахтин М.М.  Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

2. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.

3. Бондарев П.Б. Концепция русской школы  (Инновационные процессы в образовательных  системах). Краснодар. 1995.

4. Берлянд И.Е. К построению психологической концепции «Школы диалога культур». Кемерово.1992.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1986, т.3.

6. Влащенко В. Поиск истины в диалоге. Что является главным на уроке литературы? Литература. Приложение к «ПС». 1996. №23.

7. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.

8. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

 

Категорія: Все про технологію "Школа діалогу культур" | Додав: olena (08.12.2013)
Переглядів: 574 | Теги: урок, Біблер, світова література, інновації, Школа діалогу культур, педагогічна технологія | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Хмаринка тегів

Форма входу

Сайт працює вже...

Пошук

Друзі сайту
  • Сайт методиста Горобченко Ірини Вікторівни
  • Сайт Куща Олега Миколайовича