Авторы технологии:
Библер Владимир
Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.
Курганов Сергей
Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.
Проблема диалога в
обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится
к проблеме общения, актуализации смысл образующей рефлексивной и других функций
личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как
средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и
ее цель, и содержание.
В основу технологии
«Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи
«внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры»
В.С. Библера.
Диалог как
двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей
процесса обучения. Можно выделить внутри личностный диалог, диалог как речевое
общение людей и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология
диалога культур.
Классификационные
параметры технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: диалектическая.
По основному фактору
развития: социогенная +
психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По характеру
содержания: обучающая, светская,
гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По организационным
формам: традиционная
классно-урочная с элементами групповой.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему
методу: объяснительно-иллюстративная
+ проблемная.
По категории
обучаемых: продвинутого уровня.
Целевые ориентации:
• Формирование
диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма,
монофилии культуры.
• Обновление
предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу
культур, форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи:
• Диалог,
диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
• Многоголосье мира
существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
• Диалог есть
позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух
по отношению к окружающему миру.
• Диалог не есть
проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых
в единое целое сознаний.
• Современное мышление
строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого
мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами
культуры .
В технологии «Диалога
культур» диалог выступает в двух функциях:
1. Форма организации
обучения.
2. Принцип организации
самого содержания науки:
а) диалог -
определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
б) диалог культур в
контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия,
основных точек удивления;
в) диалог в сознании
ученика голосов поэта и теоретика, как основа реального развития творческого
мышления.
Особенности
организации содержания:
1. Проецирование на
весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:
- античное мышление -
эйдетическое ;
- средневековое -
причащающее мышление ;
- новое время -
рационалистическое мышление, разум - все;
- современная эпоха -
релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к
исходным началам.
2. Обучение строится
на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии
русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры
.
3. Последовательность
классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших
друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной -
как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.
I-II классы: Точки
удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами
освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова;
загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка
сознания; загадка предметного орудия.
III-IV: Античная
культура.
V-VI: Культура
Средневековья.
VII-VIII: Культура
Нового Времени, Возрождения.
IX-X: Культура
современности.
XI: Класс специально
диалогический.
4. Обучение в каждом
учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг
основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных
уже в начальных классах нашей школы.
5. Обучение строится
не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры
и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги,
результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в
каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений,
созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге.
6. Автор программ для
каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового
первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать -
именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая
воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое,
непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно
втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном
диалогическом сопряжении.
И это, завершающее
школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по
замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.
Особенности методики:
Создание ситуации
диалога. По В.В. Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает
использование таких элементов технологии:
1) диагностика
готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного
опыта, установки на само изложение и восприятие иных точек зрения;
2) поиск опорных
мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым
может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
3) переработка
учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает
намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем;
4) продумывание
различных вариантов развития сюжетных линий диалога;
5) проектирование
способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их
принятия учащимися;
6) гипотетическое
выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно
заранее предусмотреть поведение его участников .
• Точки удивления,
загадки бытия.
Под ними
подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может
осуществиться формирование основных предметов школьного, обучающегося
понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков
психологического и логического взаимопревращения сознания — в мышление,
мышления — в сознание. Происходит торможение и выдумывание в странность этих
узлов . Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание -мышление -
сознание», эти исходные предметы удивления и должны стать «спорами» спора... во
всех последующих классах - возрастах - культурах.
А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на
макушке» -к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент
высказывания – в разных «речевых жанрах» , слово как - одновременно - момент
предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его
самобытности, в его внутри речевой слитности и неразделимости. Соответственно -
слово и сам язык - как основа сообщения, информации в споре с идеей слова,
языка, речи, в его само вслушивающемся смысле, как основа рефлексии, само
отстранения, в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова
и речи.
Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического
отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов
1) измерения , 2) счета дискретных, единичных, неделимых вещей, «атомов»,
«монад», и наконец, 3) напряжения - температуры, мускульного усилия и т.д.
Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм
идеализации.
В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление
и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в
траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и - Земля, планета..., «капля, все в
себя вбирающая», и - отдельный от нее мир... Предмет природы - ее часть и - ее
начало, возможность, исток... Предмет - образ целого. Неразделимость того, что
в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики,
физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.
Г. Загадки Я-сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всем
строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и
становится странным для самого себя основной субъект обучения в нашей школе
ученик.
Если семи восьмилетний
человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой,
словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося , то
есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно
желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы
обречена на провал.
Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память,
но память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о
том, что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность».
Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и -замыкание на феномен
культуры . Время и вечность. Типы историзма. Интерес к генеалогии. История и ее
памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в Движении истории и, с другой
стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать свое прошлое.
История и - культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это
было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти - точки смыкания
загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и
«дополнительность».
Игровые средоточия:
Основной смысл этих
средоточий - метод «физических действий» , по-своему готовящий ученика к его
роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и
мышлением, грань по линии: игра - культурная деятельность. Предполагаются такие
средоточия:
A. Физические игры, гимнастика с особым развитием
самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.
Б. Словесные игры с элементами поэтики и с особым вниманием к
интонационной составляющей речи .
B. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и
руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме
линий, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.
Г. Элементы ручного труда, ремесла.
Д. Музыка рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии,
музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.
Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в
театральность бытия. Школа как театр.
• Методические
особенности урока-диалога.
• Переопределение
общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как
загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.
• Смысл в постоянном
воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения
проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.
• Выполнение мысленных
экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить
проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя. Ставя
учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель
помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку
зрения и поддерживается культурными концепциями.
Позиция ученика.
Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует
удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе
необходимо наличие многочисленных построений-монстров .
Примечание. Диалог
культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных
вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная
культура»; б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории ; в)
преподавание по четыре предметному синхронизированному программному комплексу .
|