Инновационные
педагогические технологии
Особенности
содержания педагогической технологии «Школа диалога культур»
Содержание
образования в Школе диалога культур» предполагает совсем другие, по сравнению
с традиционными, педагогические принципы. Прежде всего это касается позиции
учителя на уроке. Наиболее характерной особенностью такого урока является
диалог педагога и ребенка, во время которого ребенок проявляет свою
неповторимую и ответственную позицию, а не просто усваивает предлагаемые ей
знания, а педагог не является «транслятором» независимого от него и учащихся
знания, не решает он и проблемы «выравнивание» детей. Каждый ребенок с
присущими только ей особенностями мышления, способа видения мира реализует собственную
культурную позицию. Основным учебным материалом в «Школе диалога культур»
является не учебник, а антология величайших текстов конкретной культуры.
Работа учащихся заключается в создании авторских текстов-произведений в
контексте диалога с этой культурой и межкультурного диалога. Так, в начальных
классах предметом обучения являются не отдельные целостные культуры, а
учебный диалог, в ходе которого обычная учебная действие (например, звуковой
анализ или добавление натуральных чисел) подвергается сомнению: «Что такое
число?», «Что такое сложение?», «Что такое отдельный звук?», «Как возникают
звуки музыки?», «Есть ли термометр живым?», «Как сделана волшебная сказка?» и
т.д.
Эти
вопросы, которые обычно задают дети, созвучные вопросам, проблемам и трудностям,
характерным для современного языкознания, литературоведения, математики,
физики, психологии, биологии, химии, экологии. На уроках-диалогах педагог не
стремится привести всех детей к одной правильной точки зрения, а пытается
внимательно выслушать их, помочь в сложном процессе «зарождение мысли в
слове». В высказываниях, вопросах, образах, которые конструируют дети,
«всплывают» представление о слово, число, предмет природы, звук, характерные
для античности, средневековья, Нового времени, современности. Эти различные
формы понимания мира не навязываются извне, а оказываются в вещании и
мышлении самого ребенка.
Обучение
родному языку и математике в начальных классах «Школы диалога культур»
охватывает три важных направления:
1.
Формирование умения решать учебные задачи с помощью общих для всех учеников
моделей (например, правильно осуществлять звуковой анализ слова, грамотно и
точно измерять различные величины с помощью понятия числа, что развивается от
абстрактного к конкретному, и т.д.).
2.
Формирование диалогического мышления, то есть умение видеть в обычном учебном
материале нерешенные проблемы, определять и углублять проблемы, загадки,
трудности математики, лингвистики, поэтики, опираясь, с одной стороны, на
тексты культуры, а с другой - на собственные высказывания, метафоры, образы,
которые являются индивидуально неповторимыми.
3.
Образование устойчивых и осмысленных навыков (письменной речи, выразительного
чтения, математических навыков и др.).
В
средних и старших классах диалогическое преподавания имеет свои особенности.
В частности, в преподавании истории в первую очередь возникает необходимость
построения исторического образа, овладение технологией «вживания» в историю.
Если на уроках естествознания (в младших классах) индивидуальные образы и
гипотезы детей воплощаются в слова или схемы, то на уроке истории
используются специфические средства театра: жесты, мимика и т.д. Урок-диалог
напоминает своеобразную игру в историю, а поэтика урока становится поэтикой
учебного театра.
Если
диалоги для младших школьников похожие на сократические (сократовски), то
уроки-диалоги для подростков по своей форме близкие к диалогов эпохи
Возрождения, в которых мысль воплощена поочередно в противоположных образах,
то есть общение мыслителей является «игрой в культуру, игрой-культурой».
Определяющей
характеристикой «Школы диалога культур» является использование современных
психологических исследований, которые доказывают, что мышление современного
ребенка является гетерогенным (греч. heteros - другой, разное) и представляет
собой сложное взаимодействие разнородных логических культур. С первых дней
развития мышления и речи у ребенка опыт взрослых передается ей в форме
реалистичного, естественно-научного мышления и в форме образного
эстетически-мифологического созерцания. Первая форма превалирует на занятиях
в детском саду, а позже - на уроках в школе. Вторая - при освоении
художественного опыта (в сказках, легендах, мифах). Каждое явление, которое
познает ребенок, воспринимается и как обыденное, что имеет естественные механизмы,
и как сказочное, удивительное, парадоксальное.
Современный
российский психолог Євген Субботский доказал, что при встрече с необычными
явлениями ребенок часто оказывается в ситуации конкуренции и диалога разных
типов мышления. В таких случаях он самостоятельно ищет выход из положения,
делает иногда оригинальные предположения.
Большинство
уроков-диалогов, завершаясь, словно возвращаются к началу.
Урок-диалог
является особой формой обучения, которая не сводится ни к проблемного
обучения, ни к другим видам обучения (например, традиционного, суть которого
заключается в «восхождении» от абстрактного к конкретному). Это ярко
иллюстрирует сравнение его структуры со структурой урока, в котором
обеспечивается движение всех учеников к общему для них познавательного
результата как в итоге учебной работы:
Урок-«восхождение»
|
Урок-диалог
|
1. Начинается с принятия всеми детьми одного учебного задания
как противоречие, что требует однозначного решения
|
Начинается с переопределение общей учебной проблемы,
формулировка каждым учеником своего вопроса как парадокса, загадки,
сложности, что требует содержания в слове
|
2. Смысл урока заключается в овладении общим способом решения
противоречий, выраженных в общей для всех модели
|
Смысл урока заключается в постоянном воспроизведении ситуации
«ученого знания», в «насыщении» своего видения проблемы в слове, образе,
гипотезе
|
3. Учебная задача решается с помощью выполнения каждым
учеником типовых предметных действий с опорой на модель
|
Выполнение интеллектуальных экспериментов в пространстве
образа, выстроенного каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной
проблемы, ее нерозв'язність, «вечность»
|
4. Формулируя учебное задание учитель заранее предусматривает
известный единственно возможный способ его разрешения в пределах единой логики
(«восхождение» от абстрактного к конкретному) и отбирает только те способы
решения задач и типы понимания учеников, которые прямо ведут к эталонного
образа действия и к эталонной модели
|
Формулируя учебную проблему, учитель внимательно выслушивает
предложенные учащимися возможные варианты ее решения и переопределения,
помогает сопоставить разные логики и формы мышления (античное образное
«разумное видение»; средневековое понимание как умение; познавательное
экспериментирования Нового времени; парадоксальность мышления XX ст.)
|
5. Ученик выступает как абстрактная точка на единой восходящей
траектории познания. Обучение представляет собой «думание в одном
направлении». Пути каждого ребенка в учебном процессе идентичны и
отличаются только темпами
|
Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур.
Сопоставление различных культур и способов понимания требует от каждого
ответственного, индивидуально-неповторимого слова-поступка
|
Программы
для класса составляет педагог. Вместе с воспитанниками каждого первого класса
он обнаруживает сквозную проблему, которая может потенциально стать основой
десятилетней программы обучения. В образовательных циклах обучения
основывается на основе внутреннего диалога, который разворачивается вокруг
основных «точек удивления» - загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в
начальных классах. Решая эти загадки, ребенок учится по-своему объяснять
явления, производить свои представления. Во время обучения, например,
математики, речи, естествознания число, слово, явление природы возникают не
только как феномены, о которых нужно научиться соответственно действовать
(считать, писать, объяснять), но и как загадочные, странные, не имеющие
точного ответа, вопросы - такие, как они представляются современному ученому
(математику, лингвиста, физику и др.).
В
«Школе диалога культур» 1-2 классы считаются подготовительными. В этот период
завязываются «узелки понимание», которые впоследствии становятся основными
предметами, диалогов, освоения, развития. Главная задача начальной школы заключается
не столько в том, чтобы научить, как в том, чтобы удивить, не дать ответа, а
помочь сформулировать вопрос. Среди возможных «точек удивления» и понимание
можно выделить загадки слова, числа, предмета природы, момента истории,
Я-сознания.
Особый
смысл в учебном курсе первой степени имеют загадки Я-сознания, через которые
формируется, укрепляется и становится странным для себя основной субъект
обучения в школе - ученик. Если семи-восьмилетний человек не станет
удивительным для себя, не удивит себя природой, словом, числом, а главное -
своим образом как личности, которая учится (учит себя), то все обучение в
найперспективнішій школе будет для нее неэффективным. В таких узелках выходного
удивления оказываются разнообразные «темы», которые впоследствии войдут в
различных учебных предметов, различных наук. В то же время проявлять себя
разнообразные культурные способы (античные, средневековые, новочасні)
понимание числа, слова, которые станут предметом диалога в следующих классах.
В процессе обучения формируется культура сомнения (свободный диалог) во
взаимосвязи с культурой общения (диалогом по правилам). Эти две основные
формы диалога являются обязательными программно-технологическими звеньями
педагогического процесса в Школе диалога культур». Уроки-диалоги бывают
самыми разнообразными по содержанию и форме взаимосвязи с культурой общения.
На этом этапе ориентировочными относительно содержания обучения является
фундаментальные понятия человеческого бытия, изучение жанровых форм,
классические предметные задачи "Центр поддержки
предпринимательства", задачи в пределах предметов, задачи на
границах культур, классические тексты, развитие личностных качеств ребенка,
формирование умений и навыков общения и т.д. В следующих классах происходит
последовательное изучение основных исторических культур.
В 3-4
классах изучают античную культуру. Процесс обучения опирается на развитие
исходных понятий, сложившихся в первых двух классах. Античную механику,
математику, трагедию, философию ученики осваивают как моменты целостной
античной культуры. Воспроизводятся в этом цикле и античные ремесло и
физическая культура. Античная культура осваивается в ее внутренней двойственности,
во внутреннем диалоге с єгипетсько-вавилонской культурой, в диалоге
мифологического и логического понимания; в диалоге двух мифологий и двух
стремлений - мифологий титанов (силы Хаоса) и Олимпа (силы Космоса). В то же
время она воспринимается как диалог с культурами средневековой и новочасною,
диалог различных форм мышления. Такое восприятие античности всплывает во
время різновікового диалога - диалога учеников разных классов.
Рассмотрение
античности в 3-4 классах происходит в актуальном для культуры XXI в.
контексте. Это способствует раскрытию ее новых смыслов, суголосних актуальным
современным проблемам. Так, полемика атомістів и пифагорейцев, что
пронизывает всю культуру античности, является актуальной в толковании
современных понятий квантовой механики. Выяснилось, что детский ум проявляет
незаурядную способность воспринять свойственно античном мышлению трактовки
этих вопросов. Античная культура реально и осознанно объединяет образ и
понятие. Эта ее качество особенно актуальна для формирования мышления
младшего школьника.
В 5-6
классах начинается ознакомления с культурой средневековья. Ей свойственно
мышления, выстроенное на христианской традиции. Однако занятия в школе не
имеют ничего общего с уроками религии.
Идея
культуры реализуется в обучении через поэтику средневековых произведений. Как
и в «античных» классах, не только религиозные, но и другие реалии
средневековой культуры (математика, искусство, труд) осмысливаются как
моменты единого целого - конкретной культуры. Важнейшим центром этой культуры
является храм. «Социум» культуры средних веков - это не социум античной
трагедии, но жизнь в лоне храма, которое охватывает такие этапы, как движение
к храму, литургия (пребывания на пределы земной жизни и вечности), и опять -
движение из храма в свое индивидуальное земную жизнь.
Учитель
особое внимание обращает на развитие речевой, словесной культуры, в его
работе крупнейший авторитет имеет слово. Среди основных текстов, с которыми
работают дети, кроме Библии, является «Слово о Полку игореве».
Работа
в 7-8 классах сосредоточена на изучении культуры Нового времени (XVII-XIX
вв.). Основу составляют изложенные в учебниках классические школьные курсы,
но соотнесены с основными авторскими текстами - первоисточниками XVII-XIX вв.
Такое соотнесение является предпосылкой еще одного диалога, адекватного
мышлению Нового времени между возникновением идей и их комментарием (словом
учебника). Дискуссии, которые разворачивались в тогдашней математике, физике,
биологии, по-своему стали в морально-нравственных коллизиях искусства Нового
времени (в трагедии Фауста; в драматическом «быть или не быть» Гамлета; в
живописи, архитектуре, музыке), а также в идейных, классовых столкновениях.
Как и в «античных» и «средневековых» классах, освоение культуры Нового
времени происходит в сквозном диалоге с культурами античной и средневековой.
Особая роль принадлежит при этом культуре Возрождения, которая является
наиболее характерной для Нового времени форме диалога.
Культура
Нового времени является энциклопедическим, багатопредметною, с разветвленными
міжпредметними диалогами, что обеспечивает восприятие целостной структуры
знания. В то же время это дает возможность варьировать формы обучения,
наладив диалог между классами «гуманитариев», «математиков», «натуралистов».
На этой ступени обучения преобладает рефлексия (лат. reflexio - отображение,
анализ), диалог культуры Нового времени с современной для учеников культурой.
Как правило, диалог между культурами или в пределах определенной культуры
разворачивается через столкновение разных точек зрения, способов мышления,
мировосприятия. Проблемно-тематический пространство диалога создается за счет
интеграции таких предметов, культурологических, философских курсов, как
«Мировой фольклор. Космогония», «Ремесло и культура», «Художники Возрождения.
Идеал человека», «История науки и культуры» и т.д.
Внимание
учащихся 9-10 классов сосредотачивается на культуре современности. На этом
этапе соединяются (как моменты современного мышления) знания и умения,
«загадки» и «разгадке», наработанные в предыдущих учебных циклах. Ученики
задумываются над такими общечеловеческими проблемами современности, как
личность и общество, культура и цивилизация, экологическая безопасность и др.
Приобщение
их к информатики, информационных технологий, познание особенностей
постиндустриальной экономики, автоматизированного производства завершает
начатую в предыдущих классах работу.
Гуманизация
знаний в «Школе диалога культур» пронизывает весь педагогический процесс. В
гуманитарном измерении фигурируют все элементы единой культуры: математика,
литература, физика, формы производственной деятельности как грани целостного
міжіндивідуального и міжепохального общения.
В 11
классе ученики «Школы диалога культур» организуют диалоги (свободные и по
правилам) между классами, широко используя такие формы организации обучения,
как взаємонавчання, самообучения, свободная деятельность, игра, стилизация,
импровизация, тренинг и т.д. Этот класс является своеобразной школой -
педучилищем, что готовит будущих преподавателей школы.
В
целом принципы «Школы диалога культур» сводятся к следующим положениям:
1)
проектирование на весь процесс обучения особенностей современного мышления -
мышления «человека культуры»;
2)
соответствие последовательности классов последовательности современного
освоения и осмысления основных исторических культур, сменявшие друг друга в
европейской истории, - античной, средневековой, культуры Нового времени,
современной культуры;
3)
организация обучения в каждом учебном цикле на основе внутреннего диалога,
свойственного конкретной культуре, и на этой основе систематического диалога,
общения между различными классами, учениками разного возраста, разными
культурами, диалога вокруг основных «точек удивления» - выходных загадок
бытия и мышления;
4)
организация обучения не на основе учебника, а на основе реальных текстов
конкретной культуры. Результат работы ученика, его общения с учителем и с
учениками разного возраста реализуется в каждом цикле (в каждой культуре) и в
форме авторских текстов-произведений, построенных за творческими законами
культуры изучаемого;
5)
создание автором-педагогом особых для каждого класса и для каждого педагога
программ, предусматривающих особые сквозные проблемы, вокруг которых
разворачивается весь учебный процесс в школе.
«Школа
диалога культур» актуальная в условиях усиления влияния школы и образования в
целом на формирование общей культуры общества. Результатом образовательной
деятельности в «Школе диалога культур» становится базовая культура личности.
Главными в культуре не предметы и знания, а ценности и нормы, способы
мышления и творчество. В диалоге с учителем, одноклассниками каждый
утверждает свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, формирует свое «Я»
путем усвоения современной культуры как возрождение предыдущих культур. В
каждой идеи, каждом слове, образе происходит диалог различных культур, эпох и
народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учеников есть
новые чувства, идеи, взаимоотношения.
|